Thursday, June 12, 2014

8 В.Л.Телицын Е.Н.Козлова Российская кооперация Что это было Очерки


242
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
ской потребительной кооперации. Пройдя непростой путь, к 1918 г. МСПО «стал одной из наиболее влиятельных социальных и политических организаций в России»428. Тогда же прозвучала формулировка социальных идеалов кооперативного движения в их широком построении: «потребительная кооперация, партийно-нейтральная, представляет собою народное движение в сторону обобществления производства и распределения, в сторону преобразования всего социального уклада». Кооперативная деятельность была связана с самыми широкими общественными построениями: «Над всей этой материальной сущностью светлой, многоцветной радугой развертывалась идейная, просветительная работа Центра... к светлому будущему звали, его съезды давали ощущение реального единения между людьми... Центросоюз нашел рычаг массового движения». Кооперация, таким образом, рассматривалась как рычаг, а Центросоюз — как «главная ось» кооперативного движения.
«Религиозный фанатик кооперации» А.А.Евдокимов в 1906 г. говорил: «Пока мы не отыщем рычага, путем которого можно привлечь массы к каждодневной, созидательной, коллективной и нравственно — возрождающей работе, — до тех пор мы будем терпеть аварии и в политической работе. Поэтому нужно дождаться того времени, — и неустанно работать в этом направлении, — когда деревенский мужик и городской рабочий будут не только почетными гостями или сырым материалом в чужом, малопонятном им интеллигентском деле, но сами возьмутся за общественный плуг и пойдут поднимать им целины народной жизни... Кооперация смотрит в корень. Она не сверху, она внутри, она — рычаг, которым будет повернуто в сторону культурного демократизма и политического мировоззрения народа...»429.
Первые годы деятельности МСПО теснейшим образом связаны с именем первого председателя Бюро союза, крупного общественного деятеля, обладавшего организаторским талантом, Гибнером, бескорыстно проработавшего в Союзе долгие годы. А.Меркулов отмечал: «Без преувеличения можно сказать, что его работа послужила главной основой, на которой выросло здание Союза». Сочетание в руководителе нового учреждения разнообразных и благородных личных черт «было весьма благоприятно для успешного развития кооперации»' .
Первое учредительное собрание членов МСПО состоялось 23-26 октября 1898 г. в помещении потребительного общества «Взаимная польза», где было избрано первое Бюро в составе: В.Н.Анофриева, Н.П.Гибнера, В.А.Голикова, С.А.Каблукова,

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
243
В.А.Тархановского. С 1903 г. Союз начал издавать журнал «Союз потребителей», который, несмотря на ограниченные средства, неуклонно вел кооперативную пропаганду на своих страницах, став «весьма заметным орудием пропаганды идей потребительской кооперации». В 1903 г. журнал «Потребительное общество» выступил с резкой критикой работы Бюро МСПО, которое не всегда открыто и добросовестно исполняло поручения по закупке товаров: «Нет лучшего обеспечения для успеха общественного дела, как широкая гласность и свободный обмен мнений». Несколько «свободное» отношение Бюро к союзной кассе усматривалось на примере финансирования журнала «Союз потребителей», расходы по изданию которого возлагались на общества, пользующиеся посредничеством Бюро при выписке товаров. Расходы на рекламу включались фирмами в цену товара. Взыскание проводилось, по сути, с бедных обществ, поскольку богатые к посредничеству Бюро не прибегали. Редакция журнала призывала Бюро стремиться соблюдать правильную постановку кооперативной работы: «Только тогда Союз будет пользоваться полным доверием, а без такого доверия он — мертвое учреждение, способное создать чью-либо славу, но не славу русского кооперативного движения; учреждение, бесполезное для общего дела, как бы широко оно не развивалось»431. Редакция «Потребительного общества» уповала на привлечение к активной деятельности тех обществ, которые не «понимали» деятельность Бюро и беспокоили Бюро «лишь общими фразами, из которых нельзя сделать никаких практических выводов». Деятельность «руководителей далеко не соответствует тем запросам со стороны потребительных обществ, каковые они вправе были ожидать от своего Союза». Журнал упрекал в «неполной искренности в сообщениях о своей деятельности со стороны бюро Союза». Ратуя за гласность и свободу мнений, автор указывал, что темнота — плохое условие общественной деятельности.
В 1906 г. МСПО «выделил» особый орган — «Секретариат», который объединил неторговую деятельность Союза. С годами работа Секретариата разрасталась, усложнялась и, в свою очередь, привела его к распаду. Целый ряд подотделов, где первое место занимал инструкторский отдел, «который дает советы в стенах МСПО, проводит на местах инструктирование обществ, участвует в совещаниях, съездах... словом, несет колоссальную организационную и пропагандистскую работу», расширил культурно-просветительскую деятельность. В Секретариат входил и популярно-пропагандистский подотдел, который занимался изготовлением кооперативных плакатов, календарей, записных

244
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
книжек, популярных брошюр по кооперации, справочных пособий. Секретариат располагал типографским подотделом, книжным складом, редакционным подотделом, который руководил изданием журналов («Союз потребителей», «Объединение» — с 1903 г.), «Маленький журнальчик» («Объединение»), на страницах которого публиковались портреты деятелей коммунистического движения и революционные призывы, служил «могучим орудием кооперативной пропаганды, главным образом, среди трудящихся слоев населения». «В общем, значение секретариата МСПО для потребительской кооперации настолько огромно, что не поддается учету. Несомненно, что с ростом кооперации в России вообще, секретариату предстоит огромная будущность. Он уже теперь является самым крупным идейным центром российской кооперации», — писал журнал «Союз потребителей»432. МСПО содействовал подготовке кадров для руководителей кооперативов и технических работников, через круглогодичные курсы: «Созданию кооперативов должно предшествовать создание кооператоров».
Главный вид торговой деятельности первого периода МСПО (1898-1907)— комиссионная работа: союз являлся только посредником между обществами и фирмами, предоставлявшими товары на возможно льготных условиях. Располагая средствами, МСПО устроил собственные склады, и «с этого времени начался усиленный рост Союза, накопление его капиталов, и необычное его развитие». Долгие годы Союз делал ничтожные обороты в 100000-300000 руб. в год, много меньше, чем фабрично-заводское общество средней руки. Практикой российской кооперации была наценка на товары, которая определялась в 11-20% их стоимости. Сэкономленные средства к концу года давали возможность распределять прибыль. Средняя наценка на покупную стоимость товаров составляла 13,5%433.
Делами Союза управляло Собрание уполномоченных и Бюро. Собрание Уполномоченных состояло из представителей союзных потребительных обществ (не более 3-х от каждого) и являлось органом управления Союза.
В 1911 г. Союз открыл под собственной маркой чаеразвесочную фабрику, в 1913 г. устроил образцовую кофеобжигальню. В 1914 г. Союзом были приобретены собственные здания, примыкавшие к линии Московско-Курской железной дороги, построено шестиэтажное здание склада.
В 1908 г. в Москве состоялся I Кооперативный съезд, сделавший принципиальное признание общности заданий коо

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
245
перативов разных видов, которое имело большое значение для дальнейшего развития российской кооперации. Решения съезда С.Н.Прокопович рассматривал как «сговор нашей демократии по вопросам кооперативного строительства». Однако необходимо отметить, что не во всем чисто хозяйственные интересы различных видов кооперации, объединенных под одной крышей, совпадали. Факт этот служил тормозом в развитии кооперативов, вел к насильственному регулированию хозяйственной деятельности.
II Кооперативный съезд (Киев, 1913 г.) объявил Московский союз «лидером всей российской потребительской кооперации». Комиссия, избранная съездом, выработала план преобразования МСПО в Союз союзов потребительских обществ. «Кооперативное движение наполнилось социально-политическим содержанием», — отметил Хейсин. Застрельщиком в этом движении выступала потребительская кооперация.
МСПО взял курс на объединение в одном центре оптово-за-купочной деятельности с организационной, ревизионной и культурно-просветительной. МСПО, в отличие от западноевропейской кооперации, был задуман и развивался, как единый организационный и оптово-закупочный центр. «Отрадно и радостно сознавать, что в работе Центросоюза, как и всей кооперации, мы уже имеем колыбель новой русской общественности... В этой колыбели воспитывается совершенно новый тип человека», — констатировала Кускова в 1918 г.1М
20-летний юбилей (1918) МСПО (Центросоюза) рассматривался, как «настоящий праздник всех идейных кооператоров», а Центросоюз — как «главная ось» кооперативного движения. «Мы работаем во имя светлой задачи — объединения человечества — и мы достигнем ее нашими общими усилиями». Министр Временного правительства (по сути — его глава, в последние месяцы существования), председатель Совета всероссийских кооперативных съездов, директор первого в России кооперативного института Прокопович так определял место кооперации: «Демократия через кооперативные организации, органы местного самоуправления и представительные государственные органы должна получить право руководства народным хозяйством и общественного контроля»133. 4 августа 1917 г. на основании представленного в министерство внутренних дел ходатайства Временное правительство приняло постановление о передаче потребительских обществ из МВД в торгово-промышленное ведомство. МСПО был переименован в Центросоюз.

246
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Мощное бюрократическое здание управления кооперативным движением увенчал Всероссийский кооперативный союз. В лице Совета Всероссийских кооперативных съездов кооперация получила идейный и руководящий центр.
«День основания Центросоюза является знаменательным, полным огромного значения поворотным пунктом в истории российской общественности... Впервые в России создана была организация, сочетавшая в своей деятельности широту и глубину практического делового размаха с безбрежными идеологическими устремлениями и высоким идеализмом. Впервые наше исконно русское, интеллигентское тяготение к безграничным горизонтам, открытым дорогам теоретической научной мысли, не повисло безнадежно в пустоте, а облеклось в плоть и кровь реального переустройства земной жизни, получило прочные устои, оперлось о мирные плечи городской и крестьянской демократии»436.
«Юбилей Центросоюза,— утверждала Е.Кускова, — давал нам ответ на многие спорные вопросы русского общественного движения». «Характеристика в общем остается верной и до сих пор: политические партии и до сих пор еще не нашли рычага, с помощью которого можно повернуть идеальные цели к их практическому осуществлению. Бесплодно бьемся мы в тисках стихии и утопизма, а после каждого взрыва надежд остаемся почти что с разбитым корытом... И невольно встает беспокойный вопрос: Возможны ли в России массовые движения, которые неуклонно шли бы к цели и достигали практического результата?»437
Подводя итог кооперативного строительства в 1918 г., Союз потребителей писал: «Являясь всероссийским центром огромной отрасли кооперативного движения — первым кооперативным центром России, — московский Союз потребительных Обществ не мог не играть весьма заметной и важной роли, как во всем русском кооперативном движении, так и в общественном движении России».
Приложение 1. Промышленные предприятия Центросоюза до 1923 г.
Годы
Предприятия /Город
1913
Химико-развесочная фабрика
1915
Ящично-столярная мастерская
1916
Спичечная и гуталинная фабрика ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
247
Годы
Предприятия/Город
1916
Махорочная фабрика (Сеслов)
1916
Мыловаренный завод (Курск)
1916
Мельница (Евдаково)
1917
Кондитерская фабрика
1917
Мельница (Саратов)
1917
Мельница (Рыбинск)
1917
Кирпичный завод
1917
Фабрика обуви
1917
Перо-пуховый завод
1917
Производство одеял
1917
Картофелетерочный и паточно-варенный завод
1917
Механический завод
1918
Типография
1918
Маслобойный завод (Евдаково)
1918
Мыловаренный завод
1918
Завод «Мыловар»
1918
Крахмало-паточный завод (Пенза)
1920
Торфяные разработки
1920
Щетинные мастерские (Ростов-на-Дону)
1920
Крымские консервные заводы
1921
Колбасно-консервная фабрика
1921
Островский лесопильный завод
1921
Горчично-маслобойный завод
1921
Перо-пуховый завод (Ростов-на-Дону)
1921
Рыбные промыслы
1922
Новая кофейная фабрика
1922
Чугунно-литейный завод (Петроград)
1922
Деревообделочный завод (Петроград)
1922
Войлочный завод
1923
Гвоздильный завод (Ростов-на-Дону)
1923
Мыловаренный завод (Ново-Николаев) 248
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Приложение 2. Московский союз потребительных обществ. Хронология деятельности
1898 г. — Утверждение Положения о МСПО.
1903 г. — Вышел первый номер журнала «Союз потребителей»; МСПО вошел в Международный кооперативный Союз.
1907 г. — Открытие оптового склада МСПО.
1911 г. — Утверждение устава Московского народного банка.
1813 г. — Московский союз открывает первое производительное предприятие — кофеобжигальню.
1914 г. — Открытие Союзом потребительных обществ завозного склада
1915 г. — Заключение коллективного договора между МСПО и его служащими; Приобретение дома Московским Народным Банком; Приобретение МСПО помещений завозного склада в собственность; МСПО приступает к постройке 5-ти этажного фабричного корпуса, арендует кондитерскую фабрику, приобретает табачную фабрику в Сеславине.
1916 г. — МСПО приобретает мельницу в Едакове, спичечную фабрику в Бронницах, мыловаренный завод в Курске, организует засолку рыбы в Астрахани; 31-е собрание Уполномоченных МСПО приняло решение о преобразовании Союза в Союз Союзов.
1917 г. — МСПО приобретает мельницы в Рыбинске и Саратове, кирпичный завод на станции Крюково, парочный, картофелетерочный и варенный завод в г. Зелецине Нижегородской губ., механическую мастерскую для нужд Союза и организует рыбные промыслы в Кандалакше; МСПО переименован во Всероссийский союз потребительных обществ — ВЦСПО (Центросоюз); Союз кооперативов открыл в г. Ардатове Нижегородской губернии первую в России двухгодичную Высшую крестьянскую школу.
1918 г.— ВЦСПО закончил постройку маслобойного завода при Едаковской мельнице, арендовал крупный мыловаренный завод в Москве, на Мурманском побережье организовал затопку сала и ворвани, траловый лов рыбы, рыбоконсервный завод; Состоялся I Всероссийский кооперативный съезд союзов и объединений; Совет ВКС по решению съезда открыл Кооперативный институт в Москве как центральное кооперативное учреждение.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
249
Приложение 3. Председатели Центросоюза
1898-1905 гг. — Гибнер Николай Петрович. 1906-1912 гг. — Каблуков Сергей Алексеевич. 1913-1919 гг. — Коробов Дмитрий Степанович. 1919-1920 гг. — Лежава Андрей Матвеевич. 1920-1925 гг. — Хинчук Лев Михайлович. 1926-1930 гг. — Любимов Исидор Евстигнеевич. 1931-1932. гг. — Бадаев Алексей Егорович. 1932-1937 гг. — Зеленский Исак Абрамович. 1937-1938 гг. — Кухтин (имя и отчество не установлены). 1938-1941 гг. — Хохлов Иван Сергеевич. 1941-1945 гг. — Сидоров Николай Павлович. 1945-1954 гг. — Хохлов Иван Сергеевич. 1954-1978 гг. — Климов Александр Петрович. 1978-1983 гг. — Смирнов Алексей Алексеевич. 1983-1987 гг. — Трунов Михаил Петрович. 1987-1990 гг. — Федирко Павел Степанович.
Приложение 4. Структура Всероссийского центрального союза потребительных обществ (Центросоюза)
Центральная контора с экспедицией Справочный отдел и архив
Организация и ведение собственного производства
Промышленный отдел
Финансовый отдел
Бухгалтерия центральной конторы
Лабазный отдел
Рыбно-бакалейный отдел
1-й Фирменный отдел
2-й Фирменный отдел
Центральный склад
Отдел претензий
Секретариат:
Организационный отдел
Инструкторский отдел
Редакционный отдел
Культурно-просветительный отдел
Статистический отдел
Хозяйственно-издательский отдел
Книжный склад
Типографский подотдел

РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Приложение 5. Увенчание кооперативного здания.
Естественное развитие кооперативной системы предполагает создание целого ряда разнообразных узлов, скрепляющих в непрерывное целое пеструю и многосложную кооперативную ткань.
Такими узлами являются различнейшие союзы и объединения, в которых сплетаются те или иные интересы кооперативных организаций того или иного вида.
В гигантском общественном организме, какой представляет собою наша страна, эти союзы не могут не быть чрезвычайно разнообразны и по своим размерам. Кооперативное дело — точно многоэтажное здание, где над бесконечным множеством первичных ячеек — кооперативов возвышаются все более и более крупные и компактные союзные организации.
Еще до революции кооперативное движение бурным напором своего стихийного роста добилось наряду с общим ростом союзного дела, создания и укрепления нескольких центральных союзных организаций общероссийского масштаба. Здание кооперации уже возведено было почти до самого верха.
Ему недоставало только венца— всероссийской общекооперативной организации, которая под своею кровлею вмещала бы все кооперативное движение.
Теперь это здание увенчано. Русская кооперация имеет единый общий центр — совет всероссийских кооперативных съездов. Форма организации выработана была применительно к эпохе царизма; но по существу это есть Всероссийский кооперативный союз.
Перед нами — мощная кооперативная организация, где должны сосредоточиться и весь моральный авторитет огромного движения, и вся могучая сила его мнения, соответствующая громадному хозяйственному его значению, и весь опыт российской кооперативной мысли и практики.
В лице совета кооперативных съездов наша кооперация получает необходимый орган, значение которого одинаково велико и в отношении к окружающему миру, и для успеха внутреннего развития. В отношении к внешнему миру кооперация находит в совете съездов мощного защитника своих нужд и интересов и выразителя своих запросов и требований. Но не менее важное значение имеет совет и внутри кооперации, так как только в подобном едином центре могут получить надлежащую разработку и разрешение многообразные вопросы, от которых зависит правильное и здоровое развитие кооперативного дела.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Легче всего может здесь найти разрешение ряд проблем обще кооперативного характера, стоящих перед кооперативным движением в целом; быть может, только здесь поддадутся успешному разрешению и больные вопросы о нормальных взаимоотношениях между различными руслами кооперативного движения, сливающимися в общем всероссийском союзе.
Объем работы совета съездов может быть очень обширен; предстоит согласовать и разграничение работы с другими центральными организациями и с деятельностью местных специальных и общих союзов.
Велики стоящие перед советом съездов задачи. Но в обновлении России имеются условия, достаточные для того, чтобы обеспечить и грандиозный размах, и плодотворность деятельности Всероссийского кооперативного союза438.
Приложение б. Обороты МСПО — Центросоюза'
Годы
Число п. 0.
Складочный паевой капитал в руб.
Торговые обороты в рублях
Прирост или уменьшение в % к предыдущему году**
1899
37
800
31400
100
1900
68
5200
139322
+83
1901
85
7900
109302
+25
1902
ПО
9650
177567
+29
1903
131
11750
260420
+19
1904
144
12400
347304
+9
1905
153
17656
439 706
+6
1906
166
19132
290 759
+8
1907
201
27558
399978
+21
1908
257
38568
722541
+27
1909
354
47822
1288311
+37
1910
393
68808
1984827
+11
1911
549
90194
3 597149
+39
1912
776
160 257
5911404
+41
1913
1016
225 413
7985 234
+30
1914
1260
319479
10 344549
+24 252
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Годы
Число п. 0.
Складочный паевой капитал в руб.
Торговые обороты в рублях
Прирост или уменьшение в % к предыдущему году**
1915
1737
663158
22855407
+37
1916
3167
1634053
86631616
+82
1917
3317
10 241047
210 560157
+4
1918
315 объединенных
ок. 40 000 000
360 698033
-9,49
* Источник: Известия Центросоюза. 1919. № 17. С. 83. ** Подсчитано нами.
Земледельческая производственная община «Криница»
«Тут все есть, если нет обмана».
Фамусов
«Необходимо считать судьбу своего общества делом более важным, чем благополучие отдельных членов». «Первая личина тиранов почти всегда демократическая».
Из записной книжки кооператора. М., 1918.
Под сельскохозяйственными кооперативами понимались сельские товарищества по закупке сырья и орудий сельскохозяйственного производства, товарищества по сбыту продуктов, подсобно-производственные товарищества (машинные, опытные учреждения и проч.), а также сельскохозяйственные общества. Эти функции несет на себе и кредитная кооперация, не требующая образования специальных структур. Сельскохозяйственные товарищества способны охватить самые различные стороны крестьянской жизни, влиять на производство продуктов, их переработку и, вообще, на весь хозяйственный уклад деревни.
К производственным кооперативам, представляющим один из типов совместного производства, относятся объединения, созданные для производства каких-либо сельскохозяйственных продуктов — земледельческие производственные товарищества.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
253
Попытки создания подобного рода кооперативов в виде общины, где земля и орудия производства общие имели место во многих странах Европы — в Англии, Франции, Бельгии, России. Организация данных промышленных объединений, несмотря на огромные государственные и частные вложения средств, заканчивалась, как правило, неудачей. Земледельческие производительные товарищества были широко развиты в Италии, где их устройство связывали с деятельностью профессиональных союзов сельских рабочих и Итальянской социалистической партии. В 1912 г. в Италии насчитывалось 82 объединения, 79 из которых объединяло 21 тысяч членов. Быстрое распространение сельскохозяйственных ассоциаций в Западной Европе в начале XX в. российский экономист А.И.Чупров считал «неожиданным». «Коллективное земледелие» — «нашу древнюю поземельную общину» — он рассматривал как фундамент для народной ассоциации.
В отечественной кооперативной литературе нет данных о количестве производительных земледельческих кооперативов, кроме одного определения — «много». Один из них — земледельческая колония «Криница» — просуществовала более 25 лет, поставив тем самым рекорд такого рода, социального эксперимента. Кооперативный справочник 1919 г. сообщал, что «в настоящее время имеется весьма значительное стремление к созданию таких земледельческих кооперативов»49'9.
Стремление к созданию подобных земледельческих колоний имело место и в России (причем в интеллигентской среде). Западническая и славянофильская русская мысль, занятая вопросами общественного развития, соприкасалась во взгляде на общину, как на исходный момент социалистических преобразований (одни, правда, рассматривали последние со знаком «минус», другие — со знаком «плюс»).
Российские интеллигенты задумывались над вопросом: потому ли существует община, что народ наш проникнут принципами общинного землевладения, или потому народ проникнут этими принципами, т. е. имеет привычку к общине, что живет в условиях коллективного владения землей? (Г.В.Плеханов) «Массовый материал, собранный во время предпринятой земствами колоссальной подворной переписи, охватившей почти 20 млн крестьян в разных уголках страны, показал, что спустя 20-30 лет после 1861 г. у 1/3 крестьян внутри деревенских общин имелась «решительная тенденция к личной земельной собственности»440. Крестьянин — практик, шедший от земли, от жизни, не был способен к утопическим фантазиям, искусственно насаждаемым интеллигенцией, и это

254
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
продемонстрировали коллективизации, проведенные большевиками. «Община, стало быть, общество, для недоимок хороша, для сбора, для всяких повинностей, а для серьезной работы, для хозяйства она ни к чему, не помогает», — это услышал 8 мая 1890 г. будущий вождь мирового пролетариата В.Ульянов из уст крестьянина Екатериновки П.Нечаева.
В интеллигентской среде наблюдалось смешивание понятий «кооперация» и «община», представляющих совершенно разные по сути явления.
«В России кооперация обладает естественным ростом: здесь она является наследием средних веков...
Мы можем, таким образом, видеть, как в России старые средневековые институты, избежавшие вмешательства со стороны государства, выжили (в неформальных своих проявлениях) до настоящего времени и приобрели величайшее разнообразие форм, приспосабливаясь к требованиям современной промышленности и торговли», — констатировал П.Кропоткин441.
Земледельческая община «Криница» — один из эпизодов истории интеллигентских исканий форм идеальной жизни. 1870-е гг. — период народнического самоубеждения в том, «что этот вид земледелия может, при известных условиях, прямо перейти в коммунистическую форму развития», прослеживается в истоках создания «производительной артели "Криница"». Само ее название рассматривалось как источник настоящей жизни. Предыстория ее создания относится к 1879 г., когда группа интеллигентов, приобретя землю в Уфимской губернии, образовала земледельческую общину. Основатель ее, Виктор Васильевич Еропкин, сын лейтенанта, выходец из аристократической семьи, окончил два факультета Московского университета. Его соратники имели личный опыт в подобного рода мероприятиях. Среди них были, например, выпускница Смольного института, основавшая в своем имении нечто вроде недолго просуществовавшей коммуны; сын священника, занятый разработкой вопроса о земледельческом труде; устроитель трудового общества, и другие убежденные радикалы.
Сущность идеи членов уфимской общины отразила ее программа:
1. Общежитие должно быть основано на началах правды и справедливости.
2. Правда будет осуществляться в жизни, когда каждый без всяких стеснений будет выражать свои сокровенные мысли.
3. Справедливость должна вытеснить личные внутренние побуждения человека, всякий должен думать не о своих правах, об

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
255
обязанностях в отношении к другим, права же каждого даются ему другими.
4. Вся психика членов общины воспитывается на этих началах, и совершается нравственное перерождение личности, порядок устанавливается сам собой, и формы общежития, вытекающие из основных этических начал, находятся без труда.
Условия жизни, непривычные для людей интеллигентского склада, совершенно неприспособленных к подобного рода деятельности (девять месяцев суровой зимы и жаркие летние месяцы с комариными тучами, тяжелая физическая работа), подозрительное отношение местной власти заставили коммунаров переехать в Полтавскую губернию. Но и здесь все завершилось обыском жандармов.
Новой точкой отсчета жизни общины стал сентябрь 1886 г., когда коммунары переехали на Кавказ, где в Ливадии на берегу Черного моря были приобретены 164 дес. земли. Формально, все имущество было передано одному юридическому лицу, что позволяло общине действовать самостоятельно на основании договора, утвержденного общим уставом.
Материальную базу общины (капитал) составляли земельные угодья, на которых располагались виноградники, плодовый сад, огород, полевое хозяйство, усадьба, девять каменных домов, хозяйственные постройки, два винных подвала и другие производственные постройки (скотный двор, винодельня, пчельня, птичники), социальные и культурно-бытовые учреждения (баня, прачечная, магазин, клуб, школьные дома, жилые дома для семейных и холостяков — 1-3 человека в комнате). Бюджет общины составлял 10 тыс. руб. в год. В 1906 г. в результате неудовлетворительной хозяйственной деятельности было потеряно четыре дома, две десятины сада, скотный двор, баня, прачечная, часть земли и надворных построек.
Хозяйственная жизнь колонистов определялся идеологическими понятиями ее устроителей. Основу их мировоззрения составляла мозаика из взглядов Фурье, Оуэна, Сен-Симона, Бланка, Маркса. Полагая, что общепринятые правовые нормы не служат объединению людей, а скорее их разъединяют, сеют ложь, коммунары, в попытке отыскать «категорический императив добра», пришли к квазирелигиозным толкованиям общественных отношений. «Великие инженеры новых идеальных форм жизни» верили, что с изменением форм жизни изменится сущность общества и поведение людей («закон нрава — на смену закону права»).

256
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Вот что писал один из поклонников идей «Криницы»: «Мы стремимся создать для себя и детей наших разумную обстановку жизни, побуждает нас к этому мировой закон совершенствования, или стремление материи к гармонии. Труд только полезный и личный.
Каждое предшествующее поколение является лишь средой, которая служит для достижения морального развития последующих поколений.
Объединяющей идеей поэтому, связавшей нас в единое, должно быть воспитание молодого поколения, практическим результатом которого является самосовершенствование»442. Поиск нравственного идеала обратил их взор к религии: «Общая жизнь возможна лишь на религиозном принципе, который побуждает людей свои поступки проводить не через личное хотение, личное я, а через объективный идеал, опирающийся на религиозное сознание»443.
Социальный состав устроителей общины был неустойчивым. Активное участие в ее жизни принимало собственно человек 40-50. Всего же за 25 лет ее существования через колонию прошло около двух тысяч человек444.
Разногласия, развернувшиеся внутри общины, экономическая нестабильность, «текучесть кадров», продемонстрировали полный крах идеологических принципов устроителей общины, как и метода хозяйственного построения замкнутой ячейки. Продолжавшуюся 12 лет глухую борьбу внутри «Криницы», в которой принимало участие подрастающее поколение, можно интерпретировать как коммунистического и кооперативного (умеренно-либерального) начал. Она закончилась острым конфликтом и привела сначала к победе «стариков-коммунистов» и хозяйственному упадку общины, а затем — к вынужденной ее перестройке на кооперативных началах.
Экономическая организация колонии, порядок трудовых и личностных взаимоотношений исходил из общинной идеологии, деятельность которой строилась на принципе натурального хозяйства. От последнего колонисты отказались, как от «несовместимого с условиями капиталистической системы», хотя этот шаг рассматривался ими как «допущение временного компромисса».
Три года шла упорная борьба за выживание. Перестройка управления дала положительные результаты, вновь были засажены четыре десятины сада, расширен огород, построен образцовый скотный двор, один жилой дом. Юридический владелец земли (Ратнев), заложив «Криницу», предполагал использовать залоговые деньги для расчета с долгами.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
257
В 1906 г., обремененная долгами, с расстроенным хозяйством, пораженная неурядицами, община избрала ликвидационную комиссию. Два года спустя колонисты погасили часть долга, начали прием новых членов, но, оставаясь перед необходимостью освободиться от залогов, все же приближались к полному хозяйственному упадку.
После 12-летней борьбы были выработаны некоторые компромиссные положения, выразившиеся в декларации колонистов об основах организации трудовой и общественной жизни:
1. Основная задача организации труда общества заключается в том, чтобы найти подходящие формы для свободного самоопределения лица, для его развития, для всестороннего труда на пользу — как свою, так и общества; создать такие условия, которые позволили бы использовать способности, знания и силы каждого.
2. Необходимость существования творческих организаций выводится из необходимости коллективного опыта для уяснения тех взаимоотношений, при которых растущие потребности одного лица могли бы быть удовлетворены без нарушения принципа общей справедливости, идеалов братства, так как одна экономическая справедливость не приближала людей к желаемому миру и общему счастью.
3. Вводя более простую, более ясную форму общественной жизни на трудовых началах, колонисты получают не «самодовлеющую единицу», оторванную от всей исторической и политической жизни народа, а, наоборот, единицу, наиболее связанную с окружающим миром бесконечным числом нитей445.
Вопрос о воспитании подрастающего поколения находился в центре внимания колонистов. Дети объединялись в группу с выборным руководителем, со своей самодеятельной работой на трудовом фронте. Умственное развитие подрастающего поколения находилось в прямой зависимости от материальных средств и возможности педагогических сил колонии. Право на получение дальнейшего образования не гарантировалось, впрочем, как и уровень школьной подготовки. Образовательный уровень членов общины ставился в зависимость от возможности пополнения ее новыми членами. Группы из детей старше 8 лет самостоятельно участвовали в общих работах.
Под влиянием молодого поколения колония претерпела в 1912 г. радикальные преобразования: потеряв часть собственности и расплатившись с частью долгов, превратилась в товарищество, действующее на основе договора. В итоге было признано нецелесообразным право колонистов распоряжаться всеми результатами

РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
своего труда. В связи с этим была введена однородная оценка полезного труда, с определением рабочего времени, а также введено понятие о производительном физическом труде.
Ценность труда определялась рабочим часом, максимальное количество рабочих часов в день и минимум обязательных дней в году устанавливалось общим собранием ежегодно. Так, в 1912 г. зимой было положено 7 рабочих часов, весной — 9, летом — в течение 2 месяцев — 10 часов, осенью — 8 часов. Минимум годовых рабочих дней — 250. Работа, требующая продолжительного времени, оплачивалась дополнительно или компенсировалась еще одним оплачиваемым днем.
Интересы общины были направлены на открытие потребительных, кредитных товариществ, на применение машин, организацию. Введение новых правил подтолкнуло поиск формулы обустройства общественной жизни на трудовых началах, и внутреннего уклада жизни, где каждый мог бы проявить себя в желаемом направлении служения общим интересам.
Хозяйственную деятельность колонии составляли две отрасли: производительная (пчеловодство, огородничество, прачечная, кухня — столовая, мастерская, магазин) и непроизводительная (контора, детские и учебные заведения). Отсчет экономического года начинался с 1 октября. Общее собрание колонистов утверждало годовой план работы и сметы, подготовленные руководителями колонии.
Административно-управленческая работа строилась следующим образом. Раз в неделю «заведующие отраслями» собирались на хозяйственные совещания (планерки) для выработки плана и рассмотрения директив, которые передавались общему распорядителю. Система предусматривала свободу перемещения рабочей силы по отраслям. Это позволяло, по мнению колонистов, достигать равенства заработка и наивысшей производительности труда. Учет и вознаграждение производились при помощи талонной системы. Ценность труда определял рабочий час. Чистый доход всей хозяйственной деятельности делился на число выданных рабочих марок, определенных рабочим часом, при том, что рабочая сила в расчет не принималась.
Работа в непроизводительной сфере регулировалась путем дежурств (3-4-х дневных) и принадлежала к числу наименее оплачиваемых. Работа кухни и столовой также регулировалась установленным очередным дежурством (недельным).
Денежная стоимость марки устанавливалась следующим образом: чистый доход всего хозяйства делился на число выданных

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
259
рабочих марок. В 1911 г. эквивалент марки составлял 11 коп. В случае убыточности производства эквивалент марки падал, а обмен производился по более низкой стоимости. Таким образом, снижалась цена рабочего часа и балансировался приход с расходом. Рабочий день планировался. В начале рабочего дня колонисты собирались на заранее определенной для этого мероприятия площади, где каждому вручался наряд на работу. Наряд зачитывался распределителем и не допускал возражений по этому поводу. В случае выявления недоработки по какому-либо виду трудоемких работ кем-то из исполнителей на это место выписывался наряд более сильному колонисту, способному полностью выполнить фронт работ, указанных в наряде, а слабый работник перебрасывался на более легкую работу. Таким образом, уравнивалась средняя производительность труда. В конце рабочего дня с помощью талонной системы производился учет выполненных работ. Распорядитель за выполненную работу выдавал талоны: синий, если отработка составляла 2 часа, желтый, за 3 часа работы, белый — за 2 часа, розовый — за два часа работы в конторе. Наименее оплачиваемую работу составляли дежурства по столовой и в детских учреждениях — 1 талон за рабочий день. К концу дня выданные талоны сдавались в контору для учета, там они сортировались и учитывались. Из заработка вычиталась определенная сумма на содержание школы, внешкольное воспитание, общекультурные мероприятия и общие расходы. Дети до 4-х лет получали бесплатное питание, с 4 до 12-ти лет питание оплачивалось одним талоном, с 12 лет — по полному расходу (3 талона). Желающие оставить себе заработок полностью имели право отказаться от услуг столовой, света и помещения.
Оплата труда колонистам гарантировалась регулированием рабочих часов, имеющих одинаковую стоимость вне зависимости от приложения сил, уравнивая сильного работника со слабым. Этим способом исполнялся принцип «справедливости» коммунальной общины. Разнообразие отраслей и право распорядителя перебрасывать рабочую силу на разные виды работ выступало как одно из средств достижения «относительности» в оплате. Предполагалось, что такая форма трудовых взаимоотношений «не отражается на интересах общей производительности». Взаимоотношения в общине обрисовывались по следующей формуле: «хозяйство "Криницы", как экономического предприятия в целом, никогда не может давать убыток, оборот отражается на заработке каждого отдельного участника». Таким образом, убыток от всего предприятия переносился на личный заработок каждого члена общины. Баланс прихода с расходом уравнивался снижением цены рабочего часа.

РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Российский исследователь кооперации К.Канчер относил к категории производственных кооперативов земледельческие общины— артели, указывая «Криницу» как пример, и отмечая, что «совместное производство и переработка (обработка) продуктов для совместного быта и потребления» — это высшая форма кооперации, приближающаяся к уравновешенному социальному общественному устройствумг'. Однако практика жизни показала, что общество погибнет от экономически непроизводительного труда, а русская интеллигентская мысль, блуждая в потемках утопических представлений о путях коренного улучшения народной жизни, ничего не сможет предпринять для исправления ситуации.
«Криница» — земледельческая община, регулировавшая весь образ жизни своих членов, по своему характеру была ближе к семье, дворовой или религиозной общине, чем к кооперации, преследующей хозяйственные цели. Борьба двух начал, развернувшаяся в «Кринице» — общинного и кооперативного — очень поучительна. Г.Василевский писал, что учредители отрицательно относились к «механическому пути» внешних социальных форм организации жизни, они видели спасение человечества в усовершенствовании личности, в живом, органическом росте ее самосознания. «Община — вот наиболее желательная форма жизни», в которой личность при поддержке товарищей может отразить все стороны своего духовного бытия, их цель — осуществить реализацию на практике идей такой общины. При содействии единомышленников, воздействуя на самого человека, можно изменять существующий порядок вещей, ликвидируя неравенство в обществе»447. Коллективная собственность и коллективный труд — одно из средств для достижения «нравственного совершенствования, устраняющие одну из главных причин розни. Исходя из этого, члены общины ввели коллективную собственность на средства производства (землю), как у государственных крестьян, и одинаковый образ жизни.
Кооператоры же стремились к сотрудничеству в области хозяйственной деятельности, отстаивали свое право на личное самоопределение во всех областях жизни, не помышляли об общинном равенстве и однообразии. Главный стержень кооперации — хозяйственная деятельность, объединяющая людей разных политических и религиозных убеждений, дарований и вкусов. Община, по своей сути, глубоко отлична от кооперативного товарищества, она жаждет поглощения личности.
В.Г.Бажаев, выступая на I Всероссийском кооперативном съезде (1908 г.), отмечал, что главное различие между общиною и кооперацией «заключается в том, что община — союз сословий и в

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
известном смысле принудительный, тогда как кооператив — союз внесословный и добровольный»448.
Что такое кибуцы
«Как хорошо и приятно братьям жить в единстве».
Псалом 133:1.
«Слово "шитуф" на русский язык переводится несколькими понятиями: соучастие, товарищество, общность, близость. На иврите для всех этих понятий достаточно одного слова, и на этом слове основан кибуц».
«Я строю кибуц, и кибуц строит меня».
Джони Бирман
Образование сельскохозяйственных общин, земледельческих артелей, коммун в 1860-1880-е гг. было связано с интеллигентской политической борьбой, своеобразной культурной игрой народников — с «хождением в народ». Интерес к деревне со стороны интеллигенции, возлагавшей большие надежды на стихийный крестьянский бунт, объяснялся и поиском аудитории для революционной пропаганды. Общины носили недолговечный характер, испытывали внутренние противоречия, не преследовали рациональных экономических целей, представляя собой поселения народников-революционеров. Часто такие поселения были удобным прикрытием для подпольной революционной пропаганды, что не позволяет их относить к сельскохозяйственным кооперативным объединениям449.
Община в русской деревне не была исконным народным установлением. В эпоху Петра I, с усилением крепостничества, община рассматривалась как фискальное учреждение, разверстывающее сумму государственного налога на всех членов общины, заставлявшее платить недоимки имущих крестьян за неимущих соседей. Идея эта была дорога и близка государственникам, сторонникам обобществленной собственности. В условиях создания гражданского общества, уважения к свободе личности и к закону, община как коммунальный образ жизни утрачивала свои функции. Но про

РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
цесс этот не был быстрым. «Осколки» общинного миросозерцания еще длительное время представляли собой препятствие для развития идей частной собственности.
Кибуцы — «закрытые» сельскохозяйственные или производственные общины, чья идеология базируется на социализме: члены общины работают, поддерживают свои семьи, по старости получают социальное обеспечение. За более чем 80-летний период своего существования кибуцы имели определенные успехи, а также претерпели огромные болезненные изменения. Первые кибуцы создавали юные идеалисты, вкладывавшие свои силы в расчистку малярийных болот. Нынешнее поколение их жителей утратило чувство идеализма450. Общинники черпают вдохновение в том, чего членам кибуца недоставало ранее — в вере в Бога.
Мессианский кибуц вблизи Иерусалима был основан в 1979 г. и объединяет 30 членов, 30 детей, 20 добровольцев и несколько солдат. В кибуце широко поставлена пропагандистская работа — его ежегодно посещают около двух тысяч человек. Кибуц оборудован просторным конференц-центром, построенным на средства Национального еврейского фонда. Основная прибыль идет от туристов и конференц-центра (более миллиона шекелей).
Отношение к кибуцу неоднозначное. Член кибуца Джон Бирман на вопрос «Есть ли в кибуце свобода?» отвечает: «Кибуц общество добровольное. Не только при вступлении в кибуц, но и в любой конфликтной ситуации между отдельной личностью и кибу-цем возникает вопрос выбора... Нет в кибуце ни личности, ни организации, которые в состоянии дать человеку его ощущение свободы — это просто ощущение участника, с каждой лептой которого растет его чувство независимости... абсорбция в климате кибуца, становление чувства принадлежности будет процессом медленным и нелегким»451.
Время от времени кибуцы переживают изменения, переходящие порой в кризисы. Пертурбации касаются, в первую очередь, общности интересов, одного из главных начал, одного из смыслов существования общины. Кибуц, в глазах ее участников — хор солистов, форма активного существования. Равенство — это создание одинаковых условий для развития всех. Элемент уравниловки, консерватизма — причина разочарования молодежи. Молодежь теряет ощущение пути. Семья для кибуца — большая общественная ячейка, один из факторов жизни, средство воспитания подрастающего поколения. Именно в семьях отмечены большие перемены в сторону либерализации коммунальных правил: дети не ночуют, как прежде,

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
в детских домах, а возвращаются в семейные квартиры, до службы в армии живут в доме родителей.
Кибуц рассматривается как самостоятельная экономическая единица, но существует благодаря государственной поддержке. Производство, как и все хозяйство, управляется самими его членами. Община развивает свое экономически самостоятельное хозяйство, членствует в поселенческом союзе. Кибуц — это и «фирма», и муниципальное ведомство, и автономная коммуна. У кибуца, таким образом, бесконечное количество функций в самых различных областях жизни. В большом кибуце, например, существуют до 20 комиссий. Члены комиссий выполняют свои обязанности в течение оговоренного срока, до замены их другими членами по принципу ротации. Большинство руководящих должностей исполняются на добровольных началах, за счет личного времени. Переход на общий бюджет, уменьшающий зависимость члена кибуца от общей кассы, упразднил некоторые комиссии (по распределению мебели, по организации поездок за границу).
Законодательный орган кибуца — собрание членов, предоставляющее права и мандаты на выполнение принятых решений. Но активность посещения собраний постепенно падает, что определяет новую форму участия общинников в принятии решений — путем «выработки единого мнения». Для этого существует канал внутреннего телевидения, которым располагает кибуц.
Кибуц обеспечивает своих членов всем необходимым, учитывая, что материальный уровень не должен быть ниже среднегородского. Экономический кризис последних лет привел к потере внутренней уверенности в среде пожилых членов общины, хотя касса "национального страхования", в которой участвует кибуц, обеспечивает пенсионерам положенное по закону социальное пособие. Национальная миссия кибуца впитала в себя многовековой запас еврейской культуры. Однако, как полагают старожилы, эта миссия в нынешнем Израиле исчерпана, осталось лишь «славное прошлое».

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
Политический портрет российских кооператоров
«Кооперативная интеллигенция... мечтала о государственной деятельности и проникнута была сознанием своего государственного призвания».
Л. М. Пумпянский
1С концу XIX — началу XX в. в России начинается объединение различных слоев общества по экономическим, политическим, социальным и т. п. интересам под знаменами кооперации. Путь теоретического развития российской кооперации был предопределен вливанием в ее ряды не только представителей революционных течений, но и «коллективным утопизмом» российской интеллигенции. «Особая российская модель» кооперации становится притягательной для многих политических партий, превратив ее в движение российской интеллигенции: «Интеллигенция рвалась к торжеству общественных идеалов всеобъемлющего характера»432.
Поражение в революции 1905-1907 гг. внесло раскол в ряды российской интеллигенции. Часть бывших страстных социалистов обратилась к внутреннему миру, совершенствованию личности, «богоискательству»; другая, оставшись на позициях борьбы, ушла в подполье или искала новые формы политической пропаганды. На арену политической борьбы выводились те общественные организации, которые по своей сути были аполитичными. Подобные явления уже имели место: Софья Перовская и ее единомышленница А.Ободовская вели преподавательскую работу в Едимоновской школе, деятели «Союза освобождения» обосновались в Вольном экономическом обществе, где под флагом разработки хозяйственных проблем вели пропаганду либеральных идей. «Митинговая организация» в лице ее представителей (Е.Кусковой,

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
265
С.Н.Прокоповича, В.Я.Богучарского, В.В.Хижнякова и др.) сделала ВЭО «ареной борьбы политических страстей при явно "антиправительственной направленности"». В.В.Хижняков, человек на посту секретаря общества явно случайный, считавший себя «более революционером», чем экономистом, превратил ВЭО в место встреч с Гапоном, в штаб-квартиру революционных объединений, в место заседаний Совета рабочих депутатов, в поле боя с полицией и место политических разборок с рукоприкладством. Общество утратило свое первоначальное предназначение453. Правительство стремилось направить деятельность общества в научно-экономическое русло, однако встречало сопротивление со стороны ее руководителей и секретаря, чья деятельность привела к дезорганизации и параличу ВЭО.
В 1900-е гг. в российской кооперативной идеологии, в среде руководителей кооперативных центров, пополнившихся представителями политических партий и экономистами социалистического толка обострилась борьба двух течений: либерального и этатистского, приносившая большой вред развитию кооперативной практики. По сути, борьба вылилась за власть над кооперацией через кооперативные центры и общественные организации, оказывавшие ей содействие.
Со всей ясностью эта борьба прослеживается в Петербургском отделении Комитета о сельских сберегательных и промышленных товариществах, в земствах, в МСПО, в структурах ВЭО. В 1905 г. в этих организациях возобладала социалистическая идеология: научно-исследовательские общества оказались под полным контролем деятелей этого политического течения. В знак несогласия с происходящими событиями председатель московского отделения Петербургского комитета о сельских и ссудо-сберегательных товариществах барон Корф и его заместители Покровский и Голубев объявили о снятии своих кандидатур на предстоящих выборах 18 марта 1906 г., председателем был избран П.Н.Исаков, товарищем — Туган-Барановский. Таким образом, была пробита брешь для новой идеологии. Секретарем, «вопреки протестам», с перевесом в один голос при необходимости абсолютного большинства был избран Тотомианц (на место С.В.Бородаевского). III отдел возглавили Прокопович и Хейсин. В совет московского отделения вошли представители социалистической ориентации, начался новый период его деятельности. «Народ имеет такое правительство, которое он заслуживает», — говорит пословица. Наша кооперация имела тех руководителей, каких она заслужила. И, конечно, когда «кооперативный» народ стал другим, тогда старые идеи должны

абб
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
были умереть или уступить дорогу новым влияниям и новым веяниям454.
Российская социал-демократия ставила своей целью «внедрить социалистические идеи в политическое сознание массы пролетариата». Отсюда — столь пристальное внимание социалистов к кооперации, к этому массовому общественно-хозяйственному движению. Социалистическое движение, в свою очередь, привлекает внимание сотрудников охранного отделения. Неспроста С.П.Мельгунов и В.П.Устинов, проявлявшие интерес к делам политической полиции, отмечали прямую связь этих явлений. «Все участники, все работники потребительных обществ состояли на учете охранки». И кооперация оправдывала подобное отношение, став «одним из обходных способов использовать легальные возможности». «Стоит ли теперь спорить с этим? Пожалуй, взгляд охранников на кооперативное дело является правильным», — отмечалось в журнале «Союз потребителей»455. Два общественных направления: коммунистическое («политическое»), представленное газетой «Искра» и социалистическое («экономическое» — «Рабочая мысль») нашли точку соприкосновения. Оба они выступали за «внедрение социалистической идеи» через общества взаимопомощи.
В 1916 г. департамент полиции Министерства внутренних дел подготовил для местных жандармских управлений записку «О кооперативном движении», в которой говорилось, что «среди возникших повсеместно кооперативных движений сгруппировались представители революционных и левых партий, которые всемерно вовлекают кооперативы на путь политической борьбы». МСПО, позже Центросоюз, в лице руководителей формулировал основные идеологические постулаты российской кооперации. В 1906 г. МСПО создал особый орган — «секретариат», объединивший под своей крышей так называемую неторговую деятельность Союза. Работа секретариата все время разрасталась, усложнялась, он распылялся на целый ряд подотделов:
1. Инструкторский отдел (организационная и пропагандистская работа);
2. Пропагандистский подотдел (печатная пропагандистская литература);
3. Типографский подотдел (книжный склад);
4. Редакционный подотдел (издаваший печатные органы «Союз потребителей» — с 1903 г., «Объединение» — с 1911 г.).
«В общем, значение секретариата МСПО для потребительной кооперации настолько огромно, что не поддается учету. Несомненно, что с ростом кооперации в России вообще, секретариа

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
267
ту предстоит огромная будущность. Он уже теперь является самым крупным идейным центром российской кооперации. Мы работаем во имя светлой задачи — объединения человечества — и мы достигаем ее нашими собственными усилиями», — писала член секретариата Екатерина Кускова1Г'г'. Секретариат рассматривался ею, как «идейный центр, лаборатория кооперативной мысли». «Маленький журнальчик "Объединение"» (главный редактор В.Н.Зельгейм) с тиражом в 25 тысяч экземпляров служил «могучим орудием кооперативной пропаганды, главным образом, среди трудящихся слоев населения». «Объединение», как, впрочем, и часть изданий кооперативных рабочих обществ («Трудовой союз», «Труженик» и др.), звал объединяться «на почве широких идеальных стремлений к единению пролетариата для борьбы с капитализмом, проповедовал связь кооперативов с идеалами рабочего движения».
Обозначилась идеология развития российской кооперации: принцип трудовой взаимопомощи Раффейзена, а не Шульце-Делича, начала самопомощи, становятся во главу дела «сотрудничества». Такова была и идеология приверженцев общинного миросозерцания таких, например, как И.Х.Озеров и А.И.Чупров.
С развитием экономических отношений, проведением аг-рарной реформы 1906 г., оторвавшей крестьян от общины, движение укрепляется благодаря принятию государством ряда законодательных актов по кредитной кооперации. В 1907 г. возникают специальные органы содействия — земские кассы мелкого кредита. Множится также число комитетов содействия кооперации при сельскохозяйственных обществах в различных регионах. В 1908 г. I кооперативный съезд в Москве принял рочдельские принципы как основополагающие. Съезд признал общность деятельности кооперативов всех видов. Развернувшиеся на съезде дискуссии продемонстрировали «засоренность» кооперативных рядов представителями политических партий, смотревших на кооперацию как на «движение загорается пламенем идейного энтузиазма»4'7.
Осознавая себя как широкое общественное движение, представляющее интересы больших масс населения, кооперация находит свое призвание в организации общероссийских союзов. Создание Всероссийского кооперативного союза рассматривалось, как идея объединения всей «трудовой демократии» (В.Н.Зельгейм). С 1916 г. общественная прибыль МСПО была направлена не только на производительную деятельность, но и на разработку кооперативной идеологии, на пропаганду. Первый этап программы кооперативного строительства с учетом выработанной кооперативной идеологии — создание первичных ячеек (обществ), вторая

268
РОССИЙСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
ступень— структуризация профильных или губернских союзов, третья — образование Союза союзов. Кооперация рассматривается как новое организующее начало новых условий труда: «Приведение нашей кооперации в самодовлеющую систему — вот ближайшая задача, которая, по нашему мнению, должна сплотить и воодушевить в настоящее время всех друзей кооперации России»438. Гибнер полагал, что «будущая организация труда в области обмена и производства» не может быть передана земству или государству, «свое назначение кооперация может выполнить только через свою собственную организацию».
Земству отводилась организационная роль по образованию губернских кооперативных центров, по «превращению этих центров в правильно организованный губернский кооперативный союз». Цель кооперативного союза— «установление и развитие постоянных сношений» между кооперативными учреждениями и «устройство совместной деятельности» кооперативных учреждений4'3. Но главная и первостепенная задача земства — устройство в губернии общекооперативной кассы для сбора частных вкладов и сбережений.
Российские кооператоры мечтали «не только об объединении в мощные всероссийские союзы отдельных видов кооперативов — кредитных, ссудо-сберегательных, потребительных и т.д., но и о соединении кооперативов разных видов»460. Звучало принципиальное признание общности всех видов кооперации. В 1913 г. на II кооперативном съезде в Киеве был поставлен вопрос о принятии кооперативного закона. На съезде, с решением чисто хозяйственных задач, широкой культурно-просветительной программой российская кооперация самоопределилась как форма широкого общественного движения народных масс. Кооперативная идеология, «объединяющая интересы трудовых демократических масс», сводила свои планы к организации общекооперативных губернских союзов — своеобразных центров всей народно-хозяйственной жизни региона и страны в целом.
Утопия сегодняшнего дня могла стать действительностью уже завтра. Как отмечал Зельгейм, «Пусть такой "утопией" — ближайшим этапом нашего движения — будет для нас единый всероссийский кооперативный союз, объединяющий идейно и хозяйственно всю трудовую демократию»461. В 1914 г. предпринимается первая попытка создания общекооперативного Комитета, — идея принадлежала МСПО и «центральному кооперативно-политическому центру». В среде руководства российской кооперации утверждался взгляд на нее, как на общественно-демократическое

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
269
движение, которому отводилась определяющая роль в «деле освобождения трудящихся от хозяйственной эксплуатации». Российская кооперативная идеология к 50-летию своего существования выступила под лозунгом «единения всех трудящихся элементов».
Застрельщиком и главным действующим лицом, как и на первом съезде, стала потребительная кооперация462. Искусственное наполнение кооперации политическим содержанием являлось специфической чертой России. Кооперация рассматривалась под углом зрения социально-экономической политики, а кооперативное движение — как воплощение идей утопического социализма, предназначенного уничтожить существующий строй, заменив его «новым миром».
Создание союзов кооперативов Екатерина Кускова комментировала следующим образом: «Теперь у кооператоров есть множество каменщиков — строителей великого дела, ведь более 12 млн людей возводит это здание, есть у нее и своя печать, и съезды, и собрания уполномоченных, есть более 35 000 ячеек». Стремление к мировому господству — мечта не только социалистов, но и «чистых» кооператоров: «Мы работаем во имя светлой задачи — объединения человечества — и мы достигнем ее нашими объединенными усилиями»463. Мечта о светлом будущем России и всего человечества объединила социалистов под крышей кооперации, под лозунгом «единения всех трудовых элементов».
На 1 января 1914 г. в России насчитывалось более десяти тысяч потребительных обществ. Через 50 лет после основания первого потребительного общества и первого ссудо-сберегательного товарищества, число кооперативных товариществ достигло нескольких десятков тысяч, с 12 млн. членов. Наряду с укреплением хозяйственной деятельности, объединением сил внутри самой кооперации, все более усиливался процесс идейного самоопределения различных социальных групп потребителей под влиянием политических течений. «Внутри кооперации выдвигается идея классовой борьбы. Всесословной и мелкобуржуазной потребительной кооперации противопоставляется рабочая кооперация». Признавая главнейшей задачей устранение посредника и организацию собственного производства, кооперация определила путь своего развития как максимальное обеспечение материальных интересов населения. «Поэтому идейные вожди потребительной кооперации и исповедуют социализм как общепринятую конечную цель развития современного классового общества»464.

No comments:

Post a Comment